|
Жуланов Виталий Александрович, инструктор школы Нят-Нам
|
Нят-нам – для русскоязычного читателя весьма непривычное название, как говорят, «не ложится» на слух с первого раза, и поначалу многие путаются, пытаясь его произнести. Тем не менее, сочетание этих слов так сразу с вьетнамского языка не переведешь, оно имеет глубокий философский и культурный контекст. И все же, что же такое Нят-нам?
Нят-нам – традиционная школа вьетнамского боевого искусства, оригинальный аутентичный вид восточного единоборства, который невозможно спутать с другими видами борьбы и рукопашного боя. Если вдуматься в то, что здесь сказано, тут же возникает много вопросов.
Основная проблема в том, что большинство приходящих на занятия людей (или людей, приводящих своих детей) никогда не задумывались, чем же отличаются боевые искусства от спортивных единоборств, а уж тем более о том, что означает словосочетание «традиционное боевое искусство». На первый взгляд, разница в определениях очевидна: в спорте целью является завоевание призов и наград, спортивных званий и титулов, тогда как в боевом искусстве главное – выжить и остаться здоровым и невредимым, одержав победу над врагом. Так ли это?
Есть много мнений о возможности существования и развития традиционной школы боевых искусств в современном обществе «западного» типа (в смысле общества, которое не является «восточным традиционным», с его культом предков, почитанием старших и уважения к мудрости пожилых людей). Часть из них очень скептична по отношению к такой возможности, и это справедливо: фактически отдавать столько сил и времени собственной жизни, получать неизбежные травмы и терять здоровье в тренировочных боях способны либо немногие стойкие фанаты, либо бойцы спецподразделений, от боевых способностей которых зависит их жизнь и успешное выполнение профессиональных обязанностей. К тому же, социальный статус мастера боевого искусства на Востоке и на Западе, куда в этом смысле можно отнести и Россию, – это две большие разницы, как говорят в Одессе. У нас звание мастера боевого искусства у части людей, к сожалению, вызывает ассоциации с полукриминальным типом, профессионально владеющим «искусством мордобоя». Для того, чтобы обеспечить себя и свою школу подобающим статусом в социальном окружении, руководителю клуба или тренеру (инструктору) нужно в изрядной степени владеть навыками коммуникации и выдающимися способностями PR-менеджера. И как раз такими качествами может наделить ученика традиционная школа боевых искусств. Почему так происходит?
|
Тренировка в храме Ланг, фото из журнала «Вьетнам» |
Уже давно ни для кого не секрет, что в современном мире боевые искусства чаще применяются в качестве средства развития и самосовершенствования личности, нежели по своему прямому назначению – как искусства ведения боевых действий с летальным исходом. В этом плане традиционные восточные школы имеют определенное преимущество, поскольку обладают проверенными временем методами обучения, огромным педагогическим и воспитательным потенциалом. Все они базируются на восточной философской парадигме, согласно которой человек растворен в живом океане энергии, пронизывающей все мироздание, так что любая вибрация отдельной, даже самой малой его части вызывает резонанс во всей Вселенной. Согласно этим концепциям, Человек имеет возможность связывать в себе силы Земли и Неба, Инь и Ян, управляя своим энергетическим полем, вызывать ответные реакции в окружающем пространстве. В частности, школа Нят-нам с ее многовековой историей и многообразием стилей рукопашного боя имеет в своем арсенале также и методы управления внутренней энергией Кхиконг, пополнения и увеличения энергетического потенциала Зыонгшинь, при помощи особой техники дыхания в сочетании с определенными движениями различными частями тела, что внешне выглядит как некий завораживающий танец. На высших уровнях овладения энергией это мастерство распознается в западном мировосприятии как магия и шаманизм. Первым же результатом правильного овладения движением собственной энергии является крепкое здоровье и хорошее самочувствие. Совместная тренировка внешней силы и внутреннего хода энергии – одна из отличительных особенных черт школы Нят-нам. Причем техника боевых приемов одновременно служит для тренировки способности управления циркуляцией энергии Кхи по каналам и меридианам с помощью регуляции дыхания в процессе движения тела. В определенных фазах движения производятся вдох, задержка дыхания с напряжением определенных участков тела и выдох при использовании выброса силы. Все это подчинено определенному ритму и определяется индивидуально для каждого человека, в соответствии с его психофизическим состоянием. В этом – еще одна отличительная особенность методик обучения школы Нят-нам по сравнению с методами других известных школ и стилей боевых искусств – своеобразный «семейный» характер обучения, от чистого сердца, с искренним желанием научить, как будто родственника в собственной семье. Жаль только, что не все занимающиеся понимают это. Кстати, этот признак как раз и является присущим традиционной школе, поскольку традиция на Востоке передавалась, как правило, в рамках одной семьи, внутри одного клана.
|
Тренировка на пляже |
Итак, Нят-нам является целостной, самодостаточной системой подготовки организма при помощи внутренних и внешних упражнений, которая опирается на знания об энергетических каналах и центрах в теле человека. Это Школа, которая содержит в себе большое количество разных стилей (в Нят-нам есть техники тигра, техники змеи, обезьяны, есть даже техники «катящегося камня» и «танцующего облака», «шагающей горы»), владение 18-ю классическими видами оружия, в частности такими, как шест, короткие палки, мечи оригинальной формы. Все это, конечно, выделяет Нят-нам из ряда других школ, однако дело не только в технических и методических особенностях боевого искусства Нят-нам. То, что позволяет говорить о Нят-нам как о традиционной Школе, существующей в современных условиях – это фигура Учителя. Существует реальная прямая передача древнего учения непосредственно от Главы школы Профессора Нго Суан Биня действующим инструкторам на регулярно проходящих в России семинарах. Невероятно, но в настоящий момент имеется уникальная возможность получать знания напрямую из рук настоящего Патриарха традиционной восточной школы, такая же уникальная ситуация, как если бы для преподавания дзюдо из Японии приехал Кано Дзигоро, или айкидо – Уэсиба Морихэй, или Кекусин-будо каратэ – Ояма Масутацу.
Уже 26 лет прошло с момента открытия Нят-нам для преподавания широкой публике, что произошло в Ханое в октябре 1983 года. С тех пор Профессор Бинь провел тысячи часов семинарских занятий, сотни показательных выступлений и демонстраций, как техники боя, так и оздоровительных дыхательных практик, поднял на ноги с помощью иглотерапии и дыхательных методов тысячи пациентов. Ради чего все это? К тому же время от времени задают вопрос – зачем популяризировать ранее закрытую семейную школу, раскрывать секреты, за разглашение которых некогда полагалась смерть? Ответ дает сам Глава школы в его двухтомной хрестоматии «Борьба Нят-нам», занявшей первое место среди книг спортивной тематики на Международной книжной выставке в Польше в 1985 году. По его словам, за последние десятилетия секреты старых мастеров боевых искусств в значительной степени утрачены, а ведь эти знания добывались многими поколениями ценой пота, крови, а иногда и жизни бойцов. Эти знания – часть культурного наследия, принадлежащего всему миру, они должны быть открыты людям и сохранены для будущих поколений.