|
Коровников Алексей Валерьевич, 2 дан Кекушин Каратэ
|
Все единоборства имеют одно очень схожее качество – обрастание многочисленными, а зачастую просто нелепыми мифами. Что характерно, большинство из подобных легенд возникают со слов лиц, которые к данным боевым дисциплинам вообще никакого отношения не имеют.
Почему так происходит? Думаю, что это тема скорее для медицинского альманаха по психиатрии или психологии, а не для нашего сборника, но так или иначе Кекушин каратэ не минула тенденция современного мифотворчества.
Однако, у интересующихся вопросы были, есть и будут, и они будут требовать ответов. Для того, чтобы такая информация была, что называется, из первых рук, мы попросили одного из представителей пермской школы Кекушин каратэ, мастера второго дана Коровникова Алексея Валерьевича осветить несколько вопросов относительно данного стиля единоборств.
Сегодня в спортивном обществе бытует мнение о Кекушин каратэ как исключительно о спортивной системе. Справедливо ли это?
Если такое мнение существует, оно явно неправильное. Кекушин каратэ создавалось как абсолютная дисциплина, воспитывающая, закаляющая и развивающая три стороны личности: дух, сознание и тело. В отличие от исключительно спортивных дисциплин Кекушин включает в себя сложную систему обмена опытом, повышения квалификации бойца и экзаменов, состоящих, помимо прочего, из полноконтактных поединков. Причем, в отличие от спортивных поединков бой на экзамене проводится до момента, пока экзаменуемый может в принципе продолжать его, невзирая на травмы. В спортивных поединках такой подход невозможен. Спортивная составляющая является лишь одной из сторон Кекушин.
Исследователи единоборств утверждают, что Ояма уделял особое внимание духовному развитию бойца в Кекушин каратэ. Существует ли такая практика сегодня?
Степень внимания к духовному развитию учеников зависит во многом от наставника. Я считаю, без конкретных обвинений в чей-либо адрес, что сейчас и в нашем обществе значительно сложнее соответствовать идеалу наставника, ведущего учеников по должному пути духовного развития, хотя бы потому, что, как правило, нет возможности тех медитативных практик, через которые прошел Ояма-сан. Хотя попытки и старание соответствовать ему предпринимают многие.
Для многих портрет бойца Кекушин каратэ – это отлично физически подготовленный атлет, умеющий держать удар, но совершенно не работающий финтами, уклонами, уходами. Боец, не пытающийся переиграть, а пытающийся перебить противника, боец, имеющий весьма пространное представление о защите головы от ударов руками. Справедливо ли подобное мнение? Справедливо ли это для сегодняшнего дня? Если нет, то как изменить данное мнение?К сожалению, такое представление часто соответствует действительности. Но оно не соответствует истинному Кекушину. Такая бойцовская тактика складывается из ложных представлений о том, что в Кекушине всегда были запрещены удары руками в голову, а ведь это не так. Как свидетельствуют письменные воспоминания первых учеников и сподвижников Оямы-сан, «это были совершенно варварские реальные бои».
Ояма Сигэру вспоминал:
«Мы практиковали кумитэ, в котором разрешалось абсолютно все: удары головой, … прямые и круговые удары кулаком и удары локтем в лицо, захваты, прихваты, броски, удары ногой в колено, удары ногой в пах…» (журн. «Додзё», спец. вып. «Божественный кулак Ояма Масутацу», 2005 г.).
Таким образом, Ояма-сан максимально претворял в бой принцип, вынесенный им после прочтения книги «Мусаси» Эйдзи Ёсикавы: в бою можно все. Насколько мне известно, он был большим почитателем таланта Мусаси. Для спортивных поединков правила были адаптированы, но ведь спортивное направление – только одна из составляющих Кекушин как боевого искусства. Таким образом, описанное выше мнение основывается прежде всего на забытой некоторыми наставниками истории реального Кекушин. Изменить такое мнение можно только одним способом – вернуть в Кекушин полноценный бой, оставив адаптированные поединки только для официальных соревнований.
Какие, на Ваш взгляд, сегодня сильные и слабые стороны в подготовке бойцов Кекушин каратэ?
Некий перекос в сторону спортивно-прикладной составляющей (с учетом сказанного выше) я и считаю одним из главных недостатков. Ну а сильная сторона – одна, – это Кекушин, и если помнить то, как он начинался, и стараться соответствовать его духу и школе, ничего другого просто не будет нужно.
Современный «спортивный конвейер» при подготовке к соревнованиям – это добро или зло для Кекушин каратэ?
Конвейер, применяемый к живому – к человеку – всегда зло. Каждый обладает индивидуальностью, конвейер же лишает ее человека. Когда я сам читал «Мусаси», у меня сложилась уверенность, что для познания и овладения боевым искусством нужно развивать свою индивидуальность, а не подавлять ее.
Потеряет ли Кекушин свою уникальность, если в правилах соревнований разрешат удары руками в голову?В таком случае потеряется прежде всего зрелищность. При ударе голыми руками в голову поединки будут завершаться за секунды, и это не даст бойцу проявить многие другие качества и продемонстрировать технику. Ничто не мешает готовить бойцов по полноценной программе реального Кекушина, способствовать тому, чтобы они участвовали в других стилевых и межстилевых состязаниях с разрешенными атаками в голову, а для поединков в рамках Кекушина оставить прежние правила. В настоящее время многие известные представители Кекушина участвуют и в поединках по ушу-саньда, и в К-1.
Что такое «абсолютный предел» сегодня – пьедестал почета на чемпионате мира или все же это понятие из разряда иных ценностей?
Думаю, что понятие «абсолютного предела» остается прежним – это вершина, цель. Более того, я не стал бы на самом деле называть эту вершину пределом – незачем себя ограничивать. На пути к этой вершине каждый занимающийся истинным Кекушином, совершенствуется сам и помогает это сделать другим.