|
Зеленин Алексей Николаевич,
2 дан | В этом выпуске я хочу затронуть очень щепетильный, непопулярный и крайне субъективный вопрос. Оговорюсь сразу, это мое сугубо личное мнение, и хотя оно, возможно, у кого-то вызовет непонимание и отторжение, я долго к нему шел и считаю необходимым осветить данный вопрос публично.
Итак, о чем же идет речь. Я бы хотел поговорить о понятии допустимой самообороны гражданских лиц в современном обществе и о стереотипах преподавания боевых искусств.
Давайте начнем с самого начала. Зачем люди приходят в зал. Познать себя, расширить свой кругозор, повысить свой моральный уровень как личности? Вряд ли, хотя есть и редкие исключения. Люди приходят в зал чаще всего с одной целью – научиться себя защищать. А когда речь идет об Айкидо, то получить некий объем определенных знаний, которые позволят стать ему ну почти как Стивен Сигал, причем особо не напрягаясь. Нравится инструкторам такая мотивация у пришедших в зал для занятий или нет – дело десятое, такой подход есть, с ним приходится как бороться, так и считаться.
Настораживает другой факт. В последнее время на тренировках различных школ возникает разбор откровенно специализированных боевых техник. А, самое главное, преподавание подобных знаний становится нормой и ученики, придя на тренировку, подспудно ждут от тебя – когда же ты будешь их учить «ломать шеи и отрывать головы». Ну и конечно, если им сказать, что данный раздел им знать не только не нужно, но и опасно, в глазах увидишь разочарование.
Я сам не знаю, как правильно переломить штамп в головах особо рьяных учеников–«реалистов», но заострить на данном аспекте внимание просто необходимо. Менеджера, который сидит восемь часов за компьютером, а вечером на один час три раза в неделю приходит в зал, нет никакой необходимости учить ломать кадыки и вытыкать глаза. Ему это просто не надо. Во-первых, он просто не сможет применить на улице данные навыки. Во-вторых, нарабатывая лишь траектории данных опасных движений, он психологически не готов ощутить все то, что произойдет после нанесения тяжелой травмы противнику, и, в-третьих, если у него все же что-то, не дай бог, получится, он с девяностодевяти процентной уверенностью из защищающегося превратится в обвиняемого. Зачем ему это? Инструктор должен четко представлять реалии жизни. Мы живем в современном гражданском обществе, где даже в целях самообороны категорически запрещено наносить тяжелые увечья нападающему.
А если у ученика все же есть острая необходимость в получении данных знаний и умений и без такого арсенала боевые искусства ему кажутся лишь фитнесом, то, по-моему скромному мнению, ему надо свое рвение применять на благо родине, где за подобные действия можно получить благодарности от командования, а не сроки на заседаниях суда. Додзе, где преподают единоборства – это не центры подготовки сил специального назначения и этот факт необходимо четко осознавать как преподавателям, так и ученикам.
Еще раз повторюсь – мы живем в гражданском обществе, согласно своду законов, и превысить допустимый уровень самообороны чаще всего означает стать преступником.
Думаю, что многие, прочитав это, заметят, мол, что же это за мягкий подход к изучению боевых искусств и возможен ли он в таком виде. Отвечу. Во-первых, он не мягкий, но щадящий, во-вторых, возможен и давно апробирован временем. Еще в средневековой Японии боевые системы разделились на «до» и «дзютcу». Кроме уничтожения противника существует еще понятие нейтрализации, когда вы даете понять нападающему, насколько тщетны попытки агрессии с его стороны. Нет необходимости наносить тяжелые увечья агрессору, чтобы охладить его пыл. И это не громкие слова и рекламные лозунги, а выводы из моего личного практического опыта службы в силовых структурах. Стиль Айкидо, который я преподаю, отвечает требованиям современного гражданского общества. Я не боюсь, что мне придется мучиться совестью из-за проблем у моих учеников с законом, но я также не боюсь, что, выйдя из зала, они будут абсолютно беззащитны перед порой невеселыми реалиями жизни. Между черным и белым есть много градаций серого. Мои ученики в виде знаний также получают в свои руки оружие, но не боевое, а гражданское, не входящее в противоречия с уголовным кодексом.
Естественно, что это оружие сработает не у каждого. Все же три-пять часов занятий в неделю очень малый срок, но кому-то оно поможет достойно и беспроблемно выйти из сложной ситуации. По статистике, наиболее часто встречающиеся варианты нападения будут иметь вид захвата за руки или одежду, после которых следуют удары в голову, сбивание с ног и запинывание жертвы. Большинство уличных нападений строится именно по такому сценарию. Во время захвата на лицо, подвергшееся агрессии, происходит психологическое давление, плюс у него ограничены движения, после чего его ударом в лицо пытаются сбить с ног для того, чтобы не ввязываться в обмен ударами, а решить вопрос одним ударом. Далее уже лежащего человека «обрабатывают ногами». Данный сценарий наиболее экономичен и теоретически наиболее безопасен для агрессора, вероятно, оттого он столь часто встречается.
Что же может предложить Прикладное Айкидо для выхода из этой неприятной ситуации? Практически весь арсенал, отрабатываемый во время тренировочного процесса, будет работать. Особое внимание я хочу обратить на «замки» и болевые техники, которые смогут решить данную проблему в самом начале развития неприятной ситуации. Я не видел ни одного человека, который равнодушно отнесся бы к возникающему болевому воздействию, но даже если предположить, что такой индивидуум встретится вам в темной подворотне, то травмированной рукой он все равно не сможет развивать свои агрессивные намерения. Причем, подобная травма не нанесет тяжкого вреда здоровью нападающего, но очень быстро отобьет желание общаться с вами в данном ключе. Хотя в идеале лучше обойтись и без травмы – легкого растяжения с него вполне хватит. Правда, подобный уровень взаимодействия с противником – это удел мастеров, но к нему следует стремиться.
Ниже я предлагаю вниманию читателя несколько бытовых ситуаций, в которых может оказаться любой человек и варианты общения с нападающим.
|