Все о единоборствах из первых рук!
Суббота, 16 Дек 2017, 23:47:07
   
коротко о главном
сборник "мастер класс"
от слов к делу
единоборства от "А" до "Я"
наши друзья
диспут-клуб





 >>  

клубам и авторам
рекламодателям
содержание
купить сборник
публикации
мастер-классы
 

 

МАТЕРИАЛЫ ИЗ СБОРНИКА




Главная » Статьи » МАСТЕР КЛАСС №6 » Калари Паятту


Беседы с Ашаном

Саджан ГуруккалСаджан Гуруккал, Ашан Калари Паятту
 
Осенью 2007 г. город Пермь с частным визитом посетил глава одной из индийских школ Калари Паятту Саджан Гуруккал. Представитель сборника «Мастер Класс» получил возможность побеседовать с мастером. Сразу оговорюсь, что понимание и восприятие боевого искусства как элемента культурного и философского наследия может показаться читателю несколько отличным от того, что он привык слышать. С другой стороны, тот, кто захочет глубже понять мировоззрение мастера, найдет в его ответах много полезной и интересной информации. Для более простого восприятия беседы редакция прокомментировала основные термины.

Но для начала немного о Калари Паятту. По одной из версий, это древнейшее боевое искусство. Оно получило свое развитие на юге Индии в штате Керала, где были созданы 64 храма. Там и проходило обучение Калари Паятту. Каждая деревня имела хотя бы одного мастера Калари Паятту и знания передавались ограниченному кругу людей по наследству.

Техника Калари Паятту создана на основе наблюдений за восемью животными: слоном, львов, тигром, лошадью, кабаном, бойцовым петухом, буйволом и коброй. Основой Калари Паятту являются 4 вида садхакам (упражнений): кай садхакам (садхакам для рук), каль садхакам (для ног), пакар чакаль садхакам (прыжки, основанные на силе дыхания), мэй садхакам (садхакам для тела). Термин «садхакам» означает ежедневную практику до наступления того момента, когда адепт выработает в себе «сиддхи» – особую концентрацию в теле физической и духовной энергии, дающей экстраординарные способности.

Полный комплекс изучения Калари Паятту включает владение почти всеми видами холодного оружия, включая искусство боя гибким мечом, и ведение рукопашного боя без оружия. Дополнительно в Калари Паятту много комплексов динамической йоги, изучается астрология и аюрведическая медицина.

В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены камнем. Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).

Раз в год каждый ученик должен пройти систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм.

В Калари Паятту нет рангов, наград, поощрений и званий. Это искусство является исключительно путем физического и духовного развития человека.

На этом закончим краткое вступление и перейдем непосредственно к беседе.
 
Что такое Калари Паятту?

Прежде всего, Калари Паятту – это ведическое боевое искусство. Оно возникло еще со времен создания вед. (Ве́да (знание, учение) – священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение, откровения от Бога).
 
Истоки Калари Паятту берут свое начало в эпохе создания Вселенной.

Необходимо знать, что кроме вед существуют упаведы. (Упаведы («подведы», или второстепенные, низшие веды) – под этим именем подразумевают те отрасли знаний (вед), которые не имеют никакой видимой связи с так называемым Шрути – знанием, полученным путем непосредственного божественного откровения. Упавед, как и главных вед, четыре. Первая – Аюр-веда («знание жизни или жизненных сил») – медицина. Вторая – Гандхарва-веда – искусство музыки и танцев. Третья – Дханур-веда («наука о луке») – военное искусство, трактует об изготовлении и употреблении оружия и снарядов. Четвертая – Стхапатья-веда – строительное искусство или архитектура).

Одна из упавед, созданная Шивой, (Ши́ва («благосклонный», «милостивый», «благой») – в индуизме Бог очистительного разрушения; одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и вседержителем Вишну. Введен в пантеон сравнительно поздно в III в. до н. э.) это Дханур-веда, наука об искусстве войны. Именно там берет свое начало Калари Паятту. Кратко говоря, Калари Паятту – это древнейшая наука о войне.
 
Почему мастер занялся изучением именно Калари Паятту?

В Индии не существует других боевых искусств. То есть, номинально другие системы есть, но все они берут свое начало в Калари Паятту, все они часть и производная от Калари Паятту. И неважно, в каком поколении образован тот или иной стиль, всегда есть истинное начало, и оно одно. Все боевые искусства ведут свое происхождение от Калари Паятту. Если перед Вами есть книга со знаниями, глупо читать ее с середины. Так что вопрос о выборе передо мной не стоял.
 
Есть красивая легенда о Бодхидхарме, человеке, который принес боевые искусства в Китай. Насколько она правдоподобна с Вашей точки зрения?
 
Эта легенда – правда. Бодхидхарма был буддийским царем и стал буддийским монахом. (Бодхидха́рма (годы жизни приблизительно 440-528 г.г. нашей эры) – легендарный индийский монах, 28-й патриарх буддизма, основатель учения чань-буддизм (дзен-буддизм, первый Патриарх дзен-буддизма). Предание гласит, что около 475 года нашей эры буддийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай, где, путешествуя, начал проповедовать свое учение. Затем он поселился в незадолго до этого основанном монастыре Шаолинь, где основал первые школы чань-буддизма, оздоровительной гимнастики тайцзицюань и боевых искусств кунг-фу).

Он родился в Индии в городе Канчи, столице Южно-Индийского царства Паллава, изучал боевые искусства и принес их в Китай. Правда, было бы слишком утверждать, что Бодхидхарма открыл боевые искусства миру, так как он обучал монахов только одного конкретного монастыря. Но несомненно, что без его миссии сегодня мир мог бы не увидеть множества боевых школ. Они бы просто не возникли.
 
Ашан Саджан Гуруккал со своей ученицей и переводчиком Лалитой
Много ли школ Калари Паятту существует в Индии и насколько они распространены в мире?

Изначально было запрещено обучать искусству Калари Паятту кого-либо извне, как и выносить эти знания за пределы Индии. Однако Калари Паятту все же вышло в свет. В середине XX века при помощи британцев один из Ашанов Калари Паятту представил это боевое искусство в Японии. В настоящее время открыт международный филиал только в России.
 
Какая философская основа у Калари Паятту?

В основе практически любого боевого искусства заложена идея гармонии с природой, с Вселенной. Это неудивительно, поскольку боевое искусство тоже часть общей картины устройства мира. Однако часто под термином гармонии понимают покой или умиротворение, а это в корне не верно. Гармония с природой – это соблюдение законов мироздания, это дхарма (Дха́рма («закон, правило») – в дхармических религиях универсальный закон бытия). У каждого человека своя дхарма. Если человек врач, у него одна дхарма, если учитель – другая. Но помимо этого существует общая концепция дхармы, единого закона мироздания. Для того чтобы человек мог найти себя в этом мире, он должен понимать, на чем основана его деятельность. Все, чем человек занимается, включая и боевые искусства, подчинено законам этого мира. В основе любой деятельности лежит концепция дхармы.

Человеческая жизнь состоит из четырех основополагающих понятий. Первое – это дхарма. Второе – артха (Артха («вещь», «предмет», «объект», «цель», «смысл», «польза», «выгода»), в индийской философии одна из четырех целей человеческого существования (пурушартха), т. е. материальное благоустройство, богатство и прибыль, а также эрудиция и успех в мирской жизни). Далее следует кама (Кама («желание», «чувственное желание», «вожделение», «любовное влечение»). Кама есть действие, доставляющее удовлетворение всем пяти органам чувств, «направляемых» разумом, который соединен с телом). И завершает эти четыре понятия мокша (Мокша («освобождение», «избавление»), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара)). Абсолютно все аспекты человеческой жизни можно уложить в эти четыре понятия.

Хотя для человека с «западным» сложением ума понять это может и не просто, но от этого все равно ничего не меняется. Они осознают лишь две ее составляющие артху – как заработать материальные блага и каму – как получить удовольствия от этих благ. О Каме надо сказать отдельно. Исполнить свои желания – это целое искусство. Во многих религиях люди пытаются убежать от своих желаний и, естественно, это у них не получается. Тольке те, кто знает, как правильно их исполнить, могут получить истинное наслаждение и избавиться от них. Если же желания исполнить неверно, то можно вместо освобождения попасть к ним в зависимость. Ярким примером того может послужить наркомания. Правильное исполнение своих желаний – тонкое искусство. Чтобы человек смог освободиться от условностей и двусмысленностей этого мира, он должен пройти весь цикл. Идя по своему пути согласно дхарме, получая артху, правильно исполняя каму, придти к освобождению – мокше.

Все эти основы в полной мере справедливы и для адепта боевых искусств или воина. Если война основана на дхарме, то она в конечном итоге принесет благо, а если на адхарме (антипод дхармы – адхарма, или дхарма с отрицательным значением), то какими бы высокими словами ее ни называть, она не принесет никому и ничего. Ее участники не смогут достичь мокши. Ярким примером военных действий, построенных на адхарме, являются «крестовые походы». Огромные ценности, которые возложили рыцари в дар церкви, не принесли ничего хорошего ни рыцарям, ни их будущим поколениям.

А примером праведной войны могут служить военные действия, описанные в книге «Махабхарата» (эпос народов Индии). У этой войны была изначальная моральная ценность и все воины, участвующие в ней, прошли весь цикл и смогли достичь мокши, независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они находились.
 
Как данная схема может реализоваться в конкретной практике боевого искусства?

Как правило, учитель Калари Паятту (Ашан) учит на основе дхармы. Праведность знаний заключена в учителе. Ашан сам будет выбирать, кого учить, как учить и когда учить. Тем более, что в Индии довольно сложная межрелигиозная ситуация. В ученики может попроситься мусульманин или христианин. Ашан вправе отказать, потому что эти знания могут быть направлены против ведической культуры, против индусов.

Как пример, можно привести христианство. Они хоть и проповедуют: ударили по одной щеке, подставь другую, но за две тысячи лет истории христианства в Индии – только кровь.

Ашан проповедует дхарму, проповедует праведность и одна из его задач – никогда не дать знания Калари Паятту людям, имеющим склонность к разрушению, а не созиданию.
 
Да, но даже самое закрытое боевое искусство рано или поздно выходит в большой свет. Вот и у Вашей школы появился филиал в России. Не нарушится ли эта шкала ценностей? Ведь у Ваших учеников тоже будут свои ученики.

Безусловно, будет момент естественного отбора. Ашан учит своей философии, своему взгляду на вещи, учит дхарме. Учит, как правильно зарабатывать артху, как правильно удовлетворять свои желания, рассказывает, что такое мокша или высшая цель в этой жизни. Ученики, взяв от Ашана определенные моральные ценности и мировоззрение, смогут отличить истинное от ложного, и не допустить случайных людей к изучению Калари Паятту.
 
Но каждый ученик уникален, и получив какие-то знания, он пропустит их через себя, и будет трактовать их несколько иначе. В истории боевых искусств есть масса подобных примеров. Как сохранить «чистоту» стиля?

Хорошо. Например, у отца есть пять сыновей. Когда-нибудь у этих детей тоже появятся свои сыновья. Пусть их будет пятнадцать. Энергия отца распространится во всех своих потомках. Скажем, что все эти пятнадцать сыновей живут согласно дхарме, которую дал им отец. И пусть, что четырнадцать из них не смогут полностью повторить технику отца, но всегда среди них будет тот один, который все точно поймет, схватит суть и унаследует знания отца в полном объеме. Он и будет наследником традиции, он – тот, кто сможет нести ее дальше следующим поколениям.

В восточных единоборствах нет скрытой от чужих глаз философии, которая могла бы быть искажена при передаче. Такая доступная всем философская основа позволяет получить, отдать, продать или купить знания. В Калари Паятту совсем иной подход. Калари Паятту состоит из тайных знаний, их невозможно просто дать и их также невозможно просто получить. Легко получить можно только информацию, прочитать журнал, посмотреть телевизор. Знания невозможно получить просто так, необходимо соответствовать им, для того чтобы понять. Вся сущность человека должна вибрировать одинаково вместе с этим знанием. Человек должен качественно измениться для того, чтобы смог получить и понять тайные знания.

Поэтому при такой системе передачи невозможно исказить Калари Паятту. Калари Паятту откроется человеку только тогда, когда он будет соответствовать этим знаниям. Он должен очиститься, достичь очень высокого уровня – только тогда он сможет что-то понять.

У меня тоже есть духовный учитель. Мы учились у него вместе с другими учениками, но многие из них, столкнувшись с жизненными трудностями, остановились в духовном развитии и не смогли получить знания. Я же никогда не бежал от превратностей судьбы и смог достичь того уровня, когда скрытое открылось.

Сегодня только сын моего учителя и я несем традицию. Но сын моего учителя может учить только внутри своей деревни. Мне по уровню духовного развития позволено нести традиции Калари Паятту в более широких масштабах. Хотя я не сын моего учителя, я стал его преемником, поскольку в большой мере впитал энергию Ашана. Возможно, следующим преемником станет тоже не мой сын, хотя он и занимается Калари Паятту.

Я увидел среди русских студентов, способных уловить «зерно истины». Не просто технику, а именно дух Калари Паятту, в котором и заключена традиция в чистом виде.
 
Какой этикет существует в Калари Паятту?

Как правило, Калари – это храм. Когда человек входит в храм, то в первую очередь он выражает почтение всем божествам, чьи фигуры находятся внутри храма. Если гуру находится внутри Калари, ученик выражает почтение и ему, касаясь его стоп и получая благословение. Невозможно обучаться Калари Паятту без гуру, а для того чтобы иметь гуру, надо дать ему дакшину (дакшина – жертвоприношение, священный дар) и стать его учеником. Надо принять его главенство, его авторитет, полностью подчиниться.

Раньше мальчика отдавали учиться непосредственно на территории гуру. Он там жил и учился разным разделам Калари Паятту. Его жизнь была полностью подчинена расписанию изучения боевого искусства и дисциплина была очень жесткой.

Сейчас ученики приезжают, проходят курс обучения и покидают Индию. Уже нет такой жесткой дисциплины. Но во время обучения ученики должны соблюдать все ритуалы.

В Калари Паятту ритуальному этикету придается большое значение. Ашан – это всегда уважаемый человек, которого будут почитать все сословия.
 
Доктрина самурая – это путь к смерти, какая доктрина у Калари Паятту?

Калари Паятту учит «умереть» ученика в самом начале занятий, то есть отказаться от своего ложного эго. Ученик перерождается и перестает жить для себя. Ну, а затем путь адепта Калари – это путь жизни. Ученика учат жить очень долго.
 
(продолжение в следующем выпуске)
 
Редакция выражает глубокую признательность переводчику Ашана Лалите, без кропотливого труда которой не было бы возможным донести мысли Ашана до читателя.
 
Категория: Калари Паятту | Добавил: masterklass (07 Июл 2008)
Просмотров: 2103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


 






ПОИСК





ТОП ФОТО


Просмотров 5825
Просмотров 5330
Просмотров 4117



 


Разработка ИИС "Мегаполис" | Copyright ИМС "МАСТЕР КЛАСС" © 2006 Используются технологии uCoz


Rambler's Top100
Занесено в каталог Deport.ru