Бурдин Максим Владимирович, ученик Анатолия Белощина
Нравится это кому-то или нет, но пик популярности боевых искусств Востока, когда все и вся принималось на веру и люди рады были встречать новоявленных мессий на каждом углу, остался в далеких 90-х годах. Сегодня подход к боевым дисциплинам более требовательный и это нормальный процесс. Более того, нездоровый фанатизм сменился в головах интересующихся тотальным недоверием и скептицизмом. Поэтому, когда несколько лет назад начал развивать Вин Чун на Урале, я столкнулся с неминуемыми и вполне предсказуемыми трудностями.
Ведь далеко не каждый знает, что же все-таки такое Вин Чун. Безусловно, все видели на экране в свое время Брюса Ли, который открыл миру Вин Чун, и созданное на его основе Джит Кун До. А что еще? Ну, есть такая боевая школа то ли китайская, то ли вьетнамская…
Вот с таким представлением о Вин Чун обычно и приходилось сталкиваться. Ну, а тот факт, что стиль с одной стороны китайский, а с другой традиционный часто вообще отталкивает серьезных бойцов от нашей дисциплины. Особенно, если речь идет о спортсменах - контактниках.
Во многом, конечно, виновата очень широкая трактовка понятия «боевого искусства». На востоке боевое искусство это путь. Путь формирования личности, моральных ценностей, своего духа. Это может быть как оздоровление и активное долголетие, так и приобретение боевых навыков. Вот здесь и возникает камень преткновения. Ведь, если ты преподаешь спортивную акробатику с историческим налетом, и назовешь это своим именем, то вряд ли к тебе придут заниматься люди, которых интересует приобретение конкретных навыков самообороны. Здесь начинается самое интересное. Звучат обычно две фразы. Во-первых, это очень сложная и обязательно очень древняя система, для овладения которой Вам потребуется лет двадцать тридцать. Ну а уж потом Вы сможете летать как «бэтмэн», не говоря уже о такой мелочи, как раскидать десяток другой напавших хулиганов. Во-вторых, Вы изучаете секретно-смертельную технику, и поэтому спарринговать категорически нельзя.
Что можно сказать? Учителю нужны ученики... Без них он перестанет быть учителем. И уж тем более нельзя допустить того, чтобы случайно зашедший в зал боксер-перворазрядник испортил всю идиллию.
Можно десятилетиями изучать экзотические движения или болевые техники на статичном противнике, но, к сожалению, они не добавят Вам шансов для победы. На улице Вы будете использовать то, что наработали в зале. В физиологии это называется «динамический стереотип» или, проще говоря, мышечная память. Только опыт рождает опыт. Любая самая трамвоопасная техника нуждается в наработке, иначе в экстремальной ситуации ее просто не применить.
Как пример, все знают, как опасны удары в горло. И вроде бы, чего уж проще, но если противник двигается, да еще и сам Вас ударить пытается – попробуйте в его горло попасть…
Есть еще один важный аспект: большинство боевых школ Востока ориентировано на работу с оружием. Наверное, все они прекрасно справлялись с поставленными «средневековыми» задачами. Оттуда и низкие стойки, и различные выпады, и длинные амплитудные движения. Сегодня в XXI столетии мы, к счастью, не ходим по улице с шестами, мечами и алебардами. Настоящее время ставит перед нами задачи, которые обусловлены сегодняшним временем. Поэтому я не удивляюсь, когда вижу переполненные залы бокса или армейского рукопашного боя. Как бы там ни было, но в большинстве своем нас интересует, прежде всего, результат, нежели путь Дао, уходящий в бесконечность.
Естественно, что боевые искусства формируют личность человека. Духовное развитие не менее важно, чем физическое. Даже тех, кого в принципе философские основы не интересуют, практика боевых искусств все равно изменяет и совершенствует.
Когда я выбирал стиль для себя, исходил из двух аспектов: духовного и прикладного. Постоянные спарринги и работа с энергией выводят на новый качественный уровень развития классические системы востока. С одной стороны, такие системы работают в любых ситуациях, с другой имеют за своей спиной приличный опыт.
Хотя Вин Чун, как и все стили, имеет многоуровневое обучение, с самых первых занятий Вы будете заниматься выработкой практических навыков. Приходите в залы, смотрите, общайтесь.
Но не забывайте, что идиллии, как и иллюзии, опасны. И занимающийся должен четко отдавать себе отчет в том, что только он сам несет ответственность и за качество своего выбора, и за потраченное время.
Другие материалы по теме
|