Все о единоборствах из первых рук!
Четверг, 28 Мар 2024, 21:05:42
   
коротко о главном
сборник "мастер класс"
от слов к делу
единоборства от "А" до "Я"
наши друзья
диспут-клуб





 >>  

клубам и авторам
рекламодателям
содержание
купить сборник
публикации
мастер-классы
 

 

МАТЕРИАЛЫ ИЗ СБОРНИКА




Главная » Статьи » МАСТЕР КЛАСС №4 » Сетокан Карате


Бой с тенью

Музырев Андрей Николаевич
4 дан Сетокан Карате, Президент Пермской Областной Федерации Сетокан Карате-До Интернешнл.
 
Карате, как стиль, стоит на «трех китах»: кихон, ката и кумите. Все они – неотделимая часть практики карате. Кихон – это базовая техника, ката – формальные упражнения, кумите – поединок. Сегодня речь пойдет о ката.

В наше «стремительное» время, когда его постоянно не хватает, все начинает упрощаться. Знаний становится больше, но не слишком глубоких, результаты приходит быстрее, но также быстро куда-то исчезают. Все это не могло не сказаться и на практике боевых искусств. Даже мысль о том, чтобы изучать одно ката пятнадцать лет, кажется дикой. Хотя, когда-то именно так и было. И, к сожалению, многие отказываются изучать и вникать в ката. Некогда. Хотя, именно в ката и можно найти всю технику карате.

Сейчас уже сложно достоверно определить, кто, как и зачем закодировал приемы в комплексы формальных упражнений. Есть мнение, что здесь присутствует эзотерический ритуальный аспект. То есть, боец мог проникнуться силой и мудростью мастеров, пройдя по их «следу». Он, как бы, впитывал все знания великих предшественников.
 
Это была гениальная новаторская идея неизвестных мастеров, которые первыми придумали, что ритуальные танцы подходят для обучения воинов. В результате ката стали фундаментальной техникой боевых дисциплин. Основное преимущество такой методики заключалось в том, что боевые приемы изучались невербально, без их объяснения, программируя тело многократными повторениями поз и движений, что позволяло применять приемы спонтанно. И это могло иметь распространение среди большого количества людей по всей стране. Непосвященному они были непонятны, те же, кто владел ими, обладали большими преимуществами. Поэтому данный раздел боевого искусства считался тайным.

Ката развивались отдельно, несколькими различными направлениями в разных местностях Окинавы. Соответственно, и стили стали известны по названиям городов и округов, вокруг которых они развивались. Сегодня мы знаем три популярных системы: Томари, Сюри и Наха. Существовали и другие города, которые также имели свои собственные направления, но, в конечном итоге, они или исчезли или слились с основными стилями карате.

Все ката Сетокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и Томари-тэ. Сюри – небольшой город, расположенный недалеко от Наха – столицы Окинавы, которая находится в западной части острова. Томари – маленький город между этими двумя центрами развития карате.

«Революцию» в подходе к изучению ката произвел Итосу Анко (1830-1915 гг.). Во-первых, он ввел массовое обучение тодэ и, во-вторых, создал собственные комплексы ката. К тому же, он считал, что ката должны изучаться только лишь формальными комплексами для отработки технической базы. И все. Никакой мистики. На основе базовых связок «Канку» и «Бассай» Итосу создал пять собственных ката, назвав их «Пинан» («Умиротворение и спокойствие»). Позднее Фунакоси изменил название этих ката на «Хейан». Уже под этим названием эти пять ката стали основой для нескольких стилей карате, в том числе и направления Сетокан.

Не касаясь тонких материй, можно сказать точно, что с методологической точки зрения ката – незаменимый инструмент, который, вдобавок ко всему, единственный, донесший до современности хоть что-то из техники старых школ. До наших дней дошли порядка 150 ката. На самом деле, это огромный пласт для изучения. Но, чаще всего, их изучают только поверхностно для очередной аттестации или лишь внешнюю форму для соревнований. Такой подход к практике карате существенно ограничивает кругозор бойца и понимание искусства «пустой руки».

В современном Сетокан карате общепринято считать официально исполняемыми двадцать шесть ката. В свое время Гитин Фунакоси утверждал, что в Сетокан карате существует два типа ката: быстрые и лёгкие (Серин) и медленные и мощные (Серей).

Сегодня отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям, не имеющим принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии. Однако, первоначальный рисунок и смысл ката, то есть, основной принципиальный подход, остаются в первозданном виде.

Чем большее количество ката изучено каратистом, тем шире его арсенал практических боевых действий. Цель любого ката – поразить воображаемого противника. Расшифровка применения техники ката имеет два названия  «Бункай» и «Ойо».

Бункай означает «анализ», «подробное рассмотрение». Термин Бункай правильнее использовать в значении  разбития всего комплекса техники ката на элементы и отработки каждого элемента отдельно.

Ойо означает «практическое назначение». Термин Ойо правильнее использовать в плоскости практического применения технических приемов в различных конкретных ситуациях.

При выполнении ката важно оставаться спокойным, сохранять «незамутненность» разума. Необходимо согласовывать каждое движение с правильным дыханием.

Каждое ката:
начинается и заканчивается поклоном стоя – ритсу-рэй;
начинается и заканчивается строго в одной и той же точке – эмбусэн;
имеет, как правило, два Киай – момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии;
имеет строго определенное количество движений и их последовательность, а также определенное количество времени на его исполнение.

В целом работу с ката можно разделить на два направления – спортивное и традиционное. Спортивное направление появилось относительно недавно. Прогресс не остановишь, это требование современности. Не секрет, что не все рождены бойцами, но очень многим хотелось бы приобщиться к искусству карате. Для этой части аудитории, любителей единоборств, занятия в группах, где целенаправленно изучаются ката – идеальный вариант. Они также приобретают навыки и умения, необходимые каратисту, может быть, только занижают оценку своих способностей, поскольку не имеют опыта контактных поединков. Их бой – «бой с тенью». Но именно бой, и именно это качество на соревнованиях по ката оценивается в первую очередь и только потом оценивается внешняя техническая форма.

Практика ката для традиционного карате носит более глубокий характер изучения. Здесь важно дойти до сути  увидеть скрытое. К каждому ката существует «бункай» – расшифровка боевого применения, причем он модифицируется с ростом мастерства каратиста. Конечно, на начальном уровне действия происходят по формуле блок-удар, и все это носит некий академический характер, абсолютно не применимый для ведения боя. Но ведь и мастерства у начинающего каратиста не очень много. Ката и бункай в данном случае носят характер, обучающий технической базе карате. Задача – выработать правильные траектории, формы ударов, повысить общефизическую подготовку, почувствовать ритм связок. Целей много и практика ката незаменима. Недаром в послевоенные годы демонстрация ката была одним из тестов, не пройдя который, спортсмен не допускался к боям. Судьи должны были убедиться, что спортсмен владеет в должной степени техникой карате и поединок не будет представлять угрозу для его здоровья. Но в наши дни, обычно, на этом этапе изучение ката или заканчивается, или носит лишь спортивный характер.

На самом деле можно сказать, что только на этом этапе и начинается познание карате. Перед бойцом открывается дверь к знаниям, но часто он просто не хочет ее видеть и, как следствие, не может продвигаться дальше.

А дальше, с ростом мастерства, начиная с уровня первого-второго дана, бункай для тех же самых ката изменяется, движения становятся комбинированными. Уже нет четкого разделения «атака-защита-контратака», появляются захваты и броски. Для спортсменов, участвующих в боях (кумите,) «проявляются» новые связки и наработки. Понимание возрастает, и уровень скрытой в ката техники расширяется.

Далее, когда уровень каратиста повысится еще на два-три дана,  возникнет ощущение определенного мастерства и ответственности. Ката откроет новые горизонты, которые лежат в основном в прикладном разделе карате. Здесь уже действия бойца несут опасность для жизни агрессора. Вся техника несет принцип: «максимум повреждений для нападающего». Эти элементы карате могут наглядно продемонстрировать суровую средневековую действительность, когда люди должны были выживать в прямом смысле этого слова. И, наверное, очень правильно, что данная страница техники карате откроется занимающемуся только через продолжительное время, когда сознание будет готово правильно воспринять эти техники. Начинающему бойцу их знать не нужно, иначе врожденное любопытство и желание все попробовать на работоспособность может быстро привести его к знакомству с уголовным кодексом.

Ну и, наконец, когда мастерство поднимется еще на один уровень, на котором базовый и боевой аспекты будут уже неактуальны, практика ката вернет Вас к началу пути. Только совершенно на другом качественном уровне. Вы вернетесь мастером и снова все сможете переосмыслить. Ката станет для Вас источником активного долголетия и здоровья.
Категория: Сетокан Карате | Добавил: masterklass (22 Янв 2008) | Автор: Музырев Андрей Николаевич
Просмотров: 3259 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


 






ПОИСК





ТОП ФОТО


Просмотров 16617
Просмотров 16009
Просмотров 13240



 


Разработка ИИС "Мегаполис" | Copyright ИМС "МАСТЕР КЛАСС" © 2006 Используются технологии uCoz


Rambler's Top100
Занесено в каталог Deport.ru