КОЛОМОЕЦ Олег Алексеевич
Нож в драке – опасный аргумент. Но еще опаснее, когда он в руках ловкого, коварного и решительного противника. Тогда уж не до шуток – он их Вам не простит.
Поэтому в нашей школе основное внимание уделено выработке у ученика самого серьезного отношения к любому оружию, и к ножу в особенности. Ведь нож – древнейший спутник человека и уж за это он достоин уважения. Уважать, кстати, надо любого противника. Что же касается ножа, то должно быть так: взял нож в руки, подержал и все ясно: откуда он, кем и для чего изготовлен. Но, если два одинаковых ножа сделать можно, то подготовить двух одинаковых по технике бойцов нельзя, так как все люди – разные. Близнецы и те похожи лишь внешне.
Но, а коли люди повадками отличаются друг от друга («у каждого Егорки свои ухватки»), то, на наш взгляд, иметь в арсенале несколько десятков отработанных приемов самозащиты и быть уверенным в себе – несколько самонадеянно.
Ведь в системе «человек – оружие» главный, все же – человек. Что же до поединка с вооруженным противником, то здесь на первое место выходит скорее не техническая, а психическая готовность к бою. В подтверждение этого приведу два примера.
Первый. В 1998 году будучи на курсах телохранителей был свидетелем курьезной ситуации. Инструкторы обстреливали нас из пейнтбольных ружей когда и куда считали нужным. По условию мы должны были вывести «охраняемое лицо» из под «огня» и вступить в «огневой контакт» с противником. Сам видел, как один из нас вместо того, чтобы «стрелять» из табельного оружия, целился в инструктора указательным пальцем. Спустя секунду, телохранитель очнулся. Дескать, а что это я делаю? Но время было упущено. Странно, у него был «ствол», он знал что с ним делать, но в последний момент растерялся.
Второй. В 1983 году обучал сержантов в 318 ВШМС (военная школа младших специалистов) в городе Луцке. И, в рамках программы боевой подготовки, провел следующий эксперимент – в засаду на опушке леса посадил сержанта инструктора, велел ему установить «растяжки» с сигнальными минами и встретить взвод во главе со мной «кинжальным» огнем из АК. Тогда шла война в Афганистане. Наши войска несли потери и подобная методика обучения была вынужденной. Дирекция МО и Главкома требовали основное внимание уделить огневой и тактической подготовке. Будущие сержанты уже прослужили пять месяцев, стреляли из АК не раз. Ребята все были крепкие, решительные, многие имели разряды по различным видам спорта. Я был в них уверен, но все же напомнил, что делать, попав в засаду. Выдал всем по пять холостых патронов. Проконтролировал снаряжение магазинов. И «бегом марш»! Вот и опушка леса, но, как только сработали растяжки и раздалась очередь из АК…
Все 100%, не реагируя на мои команды, бросили оружие и – в рассыпную, кто как: по-пластунски, перекатом, бегом покинули «поле боя». Кто-то просто сел на землю и сидел так с раскрытым ртом, пуская слюни до пояса, ничего не видя вокруг и не соображая. Кто-то пытался ползти вперед, сидя на земле. Короче, собирали мы их с сержантами минут сорок. Построили, проверили оружие. Никто не дослал патрон в патронник и даже не снял АК с предохранителя. Им было стыдно, и они смотрели в землю.
Вывод – мало быть физически подготовленным, мало даже иметь оружие. Нужно, прежде всего, быть психически готовым эти навыки либо оружие применить.
В жизни же, сплошь да рядом, возникают такие ситуации, что психика зачастую не выдерживает.
Поэтому, прежде всего, мы повышаем предел психической устойчивости ученика. Приближаем любую ситуацию как можно ближе к реальной жизни. Тогда есть хоть какая-то надежда, что он останется цел и невредим. Спарринги же на татами и ринге, в какой-то мере, условны, какими бы жестокими они не были.
Поэтому с самого начала обучения наши ученики работают в самых невыгодных и сложных условиях. Основное правило здесь: «Чем хуже – тем лучше». Как говорил А.В. Суворов: «Тяжело в учении – легко в бою». Поступаем иногда так: сначала атакует один, затем двое, трое противников. После можем привязать одну либо обе руки ученика к телу и все повторить сначала. Можно еще и ноги привязать – «хочешь жить - умей вертеться». Зачастую оттесняем ученика в угол, приучаем работать в замкнутом пространстве, уклоняться не столько от противников, сколько от всевозможных углов, работать сидя, лежа.
Все это делается лишь для того, чтобы быстрее пробудить у ученика природные инстинкты самосохранения. Далее делаем тоже самое, но завязываем ученику глаза и все сначала. Казалось бы, что это сложно и жестоко. На самом деле все не так страшно. В слепую, кстати, драться легче. Так что Ван Дам в «Кровавом спорте», мягко говоря, был не прав.
Вспомните свое детство. Наверняка Вы говорили друг другу: «Ты чего это глаза закрываешь? Боишься?!». Ведь в момент опасности это происходит рефлекторно. Интересно, а для чего это «матушке» природе понадобилось наделить человека такой способностью? Но дело тут обстоит не так сложно, как кажется. Закрыв глаза, человек как бы отключает рациональное мышление и действует бессознательно, рефлекторно.
Если провести видеосъемку и сравнить, как человек отражает один и тот же удар с открытыми и закрытыми глазами, то второй вариант будет эффективней.
Странно получается, однако, но, рассмотрев это через призму восточных единоборств, увидим, что это лишь, своего рода, отражение «всеединства» или «пустоты», что, по сути, одно и тоже. Только их методики сложны, наши понятней. Но без учителя и у нас не обойтись, поэтому самому изучать воинское искусство бессмысленно. Можно легко уйти не туда. Потому что только учитель в состоянии контролировать все, включая и мысли ученика. Тут же по ходу сказать, о чем ученик подумал, что думал не так и какая нелепость из-за этого получилась. Продолжая разговор о состоянии постоянной готовности к любому удару, всегда помним о факторе внезапности. А что до ножа, так это еще и сильнейшее пси-оружие.
Поэтому в спарринге он всегда возникает ниоткуда – так как был либо спрятан, либо его незаметно вручили. Вообще, техника применения ножа должна быть максимально скрытна, сама атака молниеносна, хват любой, траектория непредсказуемой.
Спрашивается: «Что так-то, а не иначе?» Отвечаю: всего лишь для выработки постоянной готовности к еще наиболее худшему. Удар может наноситься в спину, когда двое других наносят отвлекающие удары. Вот тогда в ученике начинают просыпаться инстинкты самосохранения. Техника его защиты, на первый взгляд, будет казаться непонятной. В ней будут отсутствовать жесткие блоки и элементы силовой борьбы. Будут преобладать уклоны, нырки, падения, кувырки, вращения, работа ногами, особенно, на нижнем уровне и т. д.
Но это всего лишь «полуфабрикат». Далее предстоит очень сложный путь систематизации наработанных движений. Потом самое трудное – овладение техникой «кратчайшего пути». Потому что он единственно верный, так как именно по нему протекает энергия. А ее нужно видеть. Видеть сердцем, так как обычное зрение здесь лишь помеха.
И суть в том, что противник рассматривается, скорее, не как «тело физическое», а как «энергетическое», астральное, если хотите. Ключевое понятие: мысль опережает действие.
Теперь-то ясно, почему в Шаолине на «тропе смерти», по которой должен был пройти каждый «выпускник», стояли механизмы, а не люди. Удар человека, пусть и большого мастера, можно отразить. С механизмами сложнее. Сейчас эта тропа не работает.
Все вышесказанное не означает, что в школе не используется медленная и сверхмедленная техника, но об этом отдельный разговор. Это, своего рода, «изюминка», о которой говорят: «Не дорог квас – дорога изюминка в нем».
В заключении, о хвате ножа. В нашей школе предпочтение отдается хвату «по-русски», когда лезвие ножа направлено от мизинца вниз, режущей кромкой от себя. Данный хват сложился исторически. Причина банальна. Ножи на Руси с испокон веков носили за голенищем сапог. Ножны не использовали принципиально, как элемент, снижающий готовность ножа к бою.
Скрытность и внезапность применения в «засапожном» варианте ношения сочетались самым оптимальным образом. Кстати, первое упоминание о «засапожных ножах» встречается еще в «Слове о полку Игореве».
Как техника применения ножа, так и противодействия ему сложились исторически. А коль ниже пойдет речь о схватке одного против нескольких, то тут актуальны уклоны, захваты конечностей, болевые, «связывание» противников их же руками, добивание противников их же оружием.
Например, противников более двух, лучший вариант – уйти вниз с вращением, подсекая одного из нападающих так, чтобы он, падая, подбил своей ногой второго, а второй – упал бы на первого. Пока эти двое «разбираются» друг с другом, проводим захват за шею и обезоруживаем третьего, а чтобы он не слишком «брыкался» – скручиваем позвоночник в «бараний рог». Затем отобранным ножом слегка подрезаем самых активных оппонентов, излишне при этом не усердствуя, далее – по ситуации…
|