Коломоец Олег Алексеевич В последнее время возрос интерес, особенно в среде молодежи, к историческому и культурному наследию наших предков, в том числе, и к боевым искусствам. Причина – в росте национального самосознания. Ниже пойдет речь о системе боевой подготовки запорожского казачества, называемой Спас. Вообще Запорожская Вольница просуществовала двести лет, с 1577 года по июнь 1775 года. А если точно, то до 5 июня 1775 года, когда царские войска по указу Екатерины II окружили и заняли последний оплот запорожского казачества – Новую Подпольную Сечь. Ныне это село Покровское Никопольского района Днепропетровской области. Последнего же Кошевого атамана Колнышевского сослали в Соловецкий монастырь навечно. Всего было восемь сечей. Пять из них – Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Старая Чертомлыцкая и Новая Подпольная – находились в районе современных городов Никополь и Марганец Днепропетровской области. Давно уж нет Запорожской Вольницы, но остались войсковые архивы. В некоторых их них можно найти описания «тренировок» казаков по системе Спас. Спас - спаситель Христос. Сначала казаки садились в круг, по-турецки поджав ноги, и трижды хором читали молитву «отче наш». Этим же обрядом «тренировка» и заканчивалась. Чем не медитация? Затем, оставаясь в кругу, начинали «качать маятник» – ритмично раскачиваться из стороны в сторону. В то время, «маятник» называли «гойдок». Кстати, «маятник качают» медведи, волки и даже совы! Возможно, у них позаимствовали наши предки эту технику? Надо заметить что хотя в некоторых восточных боевых системах «маятник» просматривается, особого акцента на него, как главный базовый элемент, не делается. Впрочем, они сами лучше о себе расскажут. Далее использовался такой момент: учитель брал в руки саблю и, раскачиваясь в такт с учеником, имитировал удар в медленном темпе. Если ученик уклонялся неверно, то ему надевали шапку на глаза (работа вслепую) и все повторялось сначала. Если и это не давало результатов, то шапку снимали и взмахивали саблей над головой ученика, но уже по-боевому, – включали страх. Важно, чтобы у ученика «мурашки» по коже пошли. Так активировали внутреннюю энергию. Нет никакого сомнения в том, что казаки владели и этим секретом. Только абсолютно уверенные в своих силах воины могли вступать в «переписку» с турецким султаном и в вольной форме высказывать свое мнение о нем. К слову, в то время Османская империя была одной из самой могущественных держав. С ней считались и боялись ее гнева половина Азии и Европы. Однако, казаков мощь турецких янычар ничуть не смущала. Знаменитое письмо турецкому султану, а точнее ответ на его «официальную ноту» писали казаки славного кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко (сирко – серый волк), который провел пятьдесят пять битв и всегда одерживал победы. По легендам его ни пуля не брала, ни сабля. Некоторые техники в современном Спасе позволяют убедиться в этом воочию, когда защищающейся уклоняется от удара саблей, мечом, ножом даже не от одного, а от нескольких противников. Запорожский Спас и Русский стиль, как много у них общего? Оказывается, предостаточно. Общее у них в принципах. Некоторые из них звучат как поговорки, некоторые просто как советы, но в них заложен глубокий смысл. Поэтому в рамках данной статьи просто перечислим их: «лень-матушка», – тот же принцип «недеяния» в даосизме. Вообще, это ключевой принцип и из него, как следствие, вытекают два важнейших момента: объективность и адекватность. Здесь же экономность, скупость, рациональность техник. Это ключ к овладению так называемой «внутренней энергией». Остальные принципы касаются больше техники поединка: - сила силу не борет, сильным на слабое;
- улыбайся, дыши, расслабляйся, загружай любым способом, не давай противнику точки опоры;
- бей врага его же оружием, топай, ходи по кругу, крутись, не знаешь что делать – присядь;
- работай последовательно: ближайшим на ближайшее;
- бей телом, сначала тело, затем остальное, никаких замахов;
- удар как песня, то есть, непрерывный;
- удар – не удар, блок – не блок, то есть одно мгновенно переходит в другое;
- ничему не верь;
- не работай в одном темпе;
- обманывай, работай по ситуации.
Но и это далеко не все. Есть еще «клинья», «рычаги», «зацепы», «спирали», «шестеренки», «касательные» и так далее. Но они больше относятся к современным версиям. А я вот, вспоминаю, как учил меня мой дед, потомок славного запорожского казачьего атамана. Говорил он странные вещи: «будь текучим, как вода», «вспыхивай, как огонь», «будь легким, как дым костра», «раскачивайся, как водоросль в такт волнам», «бей не силой, а духом». Иногда он говорил так: «сейчас я отдам тебе свою силу, но ненадолго». И когда я почти брал верх над ним, он в последний момент делал легкий взмах рукой и все становилось как раньше. Когда же я спрашивал у него, что это было, он лишь в усы улыбался. Дед называл эту систему Спас. Обсудить на форуме...
|