На прошедшем, 10 сентября, Штабе Олимпийского комитета России (ОКР) «Пекин-2008» обсуждались нерешенные и «больные» вопросы развития российского спорта, большая часть которых была адресована главному до недавних пор государственному органу, ответственному за развитие спорта – Федеральному агентству по физической культуре и спорту (Росспорт). Об этом заявил президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР), Михаил Мамиашвили, выступивший на Штабе, по общему мнению, с одной из самых яркий речей.
«Мне очень отрадно, что мое вчерашнее выступление имело большой общественный резонанс, - заметил Михаил Мамиашвили. – Говорю так не из ложного самолюбия, а потому что поднятые мной вопросы действительно наболели и требуют немедленных решений. Ровно такие же слова в частных беседах и непосредственно на Штабе говорили люди, действительно неравнодушные к судьбе российского спорта – президенты федераций, тренеры, ветераны. В целом, такую же точку зрения поддерживает и неоднократно ее высказывал публично президент ОКР Леонид Тягачев. Поэтому для меня стало большой неожиданностью интерпретация некоторыми СМИ того, что произошло на Штабе. Если сказать прямо, то все было перевернуто с ног на голову. Оказывается, мы только и делали, что обсуждали, кто и сколько «украл» денег на подготовку сборной России. И все эти вопросы я и все присутствующие якобы адресовали Леониду Васильевичу. Который, как известно, к бюджетным деньгам не имеет вообще никакого отношения. Равно как, до недавнего времени, и к концепции развития спорта – в силу тех взаимоотношений, которые были выстроены между ОКР и госорганом в лице Росспорта. И уж тем более глупо было спрашивать с Леонида Васильевича о зарплатах детских тренеров и строительстве спортсооружений. Это все, извините, к руководителю главного до недавних пор государственного органа, ответственного за развитие спорта – Вячеславу Александровичу Фетисову. Правда, по причине смены места работы, вряд ли он станет на что-то отвечать».
«Если позволите, я немного порассуждаю, - продолжил Михаил Мамиашвили. – По моему глубокому убеждению, инициатором, проводником и реализатором всех проектов национальной важности должно быть только государство. Естественно, в том числе и в спорте. А общественные организации – такие, как ОКР и федерации по видам спорта – обязаны помогать государству эти проекты осуществлять. Помогать – но ни в коем случае не подменять! Так вот, я еще раз повторю свою мысль, высказанную на Штабе: в стране не выработана концепция развития спорта – как детского, так и высших достижений. Именно этим должен был заниматься Росспорт как государственный орган. Но – имея колоссальную и беспрецедентную государственную поддержку на протяжении последних шести лет – так и не удосужился это сделать. Я бы даже сказал наоборот – Олимпиада в Пекине показала, что все организационные эксперименты Росспорта потерпели провал. Скажу честно: если бы не средства председателя Попечительского совета ФСБР Сулеймана Керимова, ни о каком успехе не шла бы речь и у борцов. Потому что на деньги, выделенные Росспортом, полноценную подготовку к Олимпиаде вести было невозможно. Ну, хорошо, у нас есть Керимов, а каково другим видам спорта?! Также со слов Вячеслава Александровича Фетисова я все эти годы знал, что существует и реализуется некая программа по строительству спортсооружений. Действительно, что-то где-то и строилось – усилиями, в первую очередь, местных властей. Как, скажем, Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина на юго-востоке Москвы. Но ответственно говорю: в спортивной борьбе за счет госбюджета не построено ни-че-го. Ноль. Зато как закрывались, так и закрываются спортивные секции. Вчера вот был в Рязани. Там прекращает свое существование школа борьбы в «Спартаке». Уже закрыта знаменитая школа женской борьбы в Ангарске, давшая миру призера Олимпиады-2008 Алену Карташову. Дети в прямом смысле слова выброшены на улицу. И у меня за все эти годы развилась такая крамольная мысль – может, Росспорту было просто неинтересно развивать детский спорт? О нем мало пишут, мало говорят, интервью по телевидению не берут. Ведь гораздо проще устроить «потемкинскую» Спартакиаду или «Лыжню России», куда на один день согнать всех, кто только на ногах стоит. Вчера на Штабе я об этом тоже говорил, но, видимо, определенной части СМИ все это неинтересно».
Михаил Мамиашвили также выразил надежду, что с приходом к руководству российским спортом Виталия Мутко ситуация может измениться. «Я очень сильно надеюсь, что с приходом Виталия Леонтьевича Мутко произойдут долгожданные перемены в спортивном хозяйстве. За эти три месяца он лично провел уже несколько встреч с президентами федераций, главными тренерами, на которых обсуждались самые насущные нужды. Подчеркну – эти встречи устраивались по его инициативе. И та конструктивная атмосфера, в которой они проходили, зарождает во мне уверенность, что ситуация изменится. Виталий Леонтьевич присутствовал на Играх в Пекине – но не как свадебный генерал, а как человек, готовый лоббировать и отстаивать интересы своей страны. И сделан очень важный шаг – прекращена конфронтация между ОКР и министерством спорта. Новый министр спорта совершенно правильно сказал, что мы делаем одно общее дело и все успехи и неудачи должны делить пополам», - сказал Михаил Мамиашвили.