Вчера, 19 июля, на олимпийском турнире по вольной борьбе в Пекине россиянин Мавлет Батиров выиграл золото в весовой категории до 60 кг - и стал, во-первых, двукратным олимпийским чемпионом, а во-вторых, первым двукратным олимпийским чемпионом из Дагестана.
Мавлет, ты доволен? Даже счастлив. В первую очередь, потому что оправдал надежды всех болельщиков - России и Дагестана. В нашей республике прежде еще не было двукратных олимпийских чемпионов, и на мне, можно сказать, лежала такая ответственность - стать первым двукратным. По воле Всевышнего это случилось. Я очень рад. И хочу поблагодарить всех болельщиков еще раз. Знаю, сейчас весь Дагестан радуется и танцует. Ну а когда финал смотрели, наверное, все за сердце хватались.
Ты со своим соперником по финалу, украинцем Василием Федоришиным сколько раз встречался? Сегодня была четвертая схватка. Почти во всех я выигрывал. Но эта, безусловно, оказалась самой сложной. Это ведь финал Олимпийских игр. На такое событие любой соперник, каким бы слабым он не был, настраивается по-особому, становится более опасным, старается атаковать. А Федоришин - сильный соперник.
Однако перед полуфиналом ты сказал, что уверен в своей победе. Я действительно был уверен. Если ты не уверен в победе, зачем тогда вообще выходить на ковер? Выходить всегда нужно с уверенностью в своей победе. А что дальше случится - это уже воля Всевышнего. Если проиграешь - значит, тебе не повезло.
Расскажи, как проходила финальная схватка? Первый период, естественно, мы оба осторожничали, старались не дать сопернику не только лишнего балла, но даже и возможностей для атаки. Естественно, дошло до жеребьевки. По воле Всевышнего, брать ногу выпало мне. Я заработал балл, выиграл период, поэтому во втором стало полегче. Федоришину надо было отыгрываться, и он стал атаковать, раскрываться. Хотя балл я ему все-таки отдал - можно сказать, по ошибке. Но самое главное, сразу же отыграл. Конечно, было бы обидно проиграть из-за такого балла период. Но так как я лидировал, я и дальше продолжал бороться уверенно, все контролировал. У меня просто не было боязни, что проиграю. Важнее было мое личное самочувствие. Я знал: если потребуется, выдержу третий период.
Показалось, что четыре года назад на Олимпиаде в Афинах ты боролся более открыто, более эмоционально. Сейчас борешься более рационально и уверенно, но менее эмоционально. Действительно, это так. Пришло с опытом. За четыре года я отборолся много разных соревнований, и уже знаю, как поставить свою борьбу, что нужно сделать для победы, почему не стоит зря рисковать.
Ты и радовался победе в Афинах более эмоционально. А сейчас ведешь себя на удивление спокойно. На ту Олимпиаду я попал, можно сказать, очень быстро и неожиданно. Выиграл чемпионат России - и поехал на Олимпиаду. Хотя до этого только третье место имел на чемпионате Европы. Я в шоковом состоянии был и просто не успел испугаться. Когда долго готовишься, страшнее и тяжелее. А вообще вот думаешь: Олимпиада, Олимпиада, а она за один день проходит.
Что оказалось сложнее: выигрывать Олимпиаду первый раз или подтверждать свой статус второй победой? Конечно, защищать тяжелее. Но, это тоже такая вещь... Например, Бесика Кудухова, который сегодня проиграл в полуфинале и занял только третье место, я считаю №1 в весе до 55 кг. Так получилось: или ошибся, или не восстановился. Но я бы ему первое место отдал уже по его борьбе в Пекине. Просто он где-то в чем-то ошибся немного. Взять для примера: с американцем, который выиграл золото, Бесик боролся четыре раза - и все четыре раза победил. И думаю, Бесику обидней всего, что американец стал чемпионом. Он когда увидел, что выиграл американец, а не японец, даже заплакал. Обидно, что упустил такую возможность. Но Бесик еще молодой, у него все впереди, свое еще возьмет.
А на тебя поражение Кудухова как-то повлияло? Да, конечно. Сильно разозлило. Я захотело показать, что Россия сильнее.
Четыре года назад ты анонсировал, что Олимпиада в Пекине может стать Олимпиадой твоего брата Адама, но получилось, что опять - ваша. Дело здесь не во мне, дело в моем брате. Адам у нас такой невезучий! Часто болеет, травмируется. Бывает, подходит к соревнованиям в идеальной форме - как к последнему чемпионату мира. На чемпионате России он победил - в финале я ему уступил схватку, и готовился на чемпионат мира, но получил травму. Я тогда - почти не тренировался, но пришлось ехать в Баку, выигрывать за брата.
Что скажешь о своих планах на спортивное будущее? Мне 24 года, и если на то будет воля Всевышнего, если он мне даст здоровье, может быть, я пойду еще на следующую Олимпиаду. Правда, если продолжу бороться, перейду в более тяжелую категорию - до 66 кг. Сразу после Афин я перешел из веса до 55 кг в вес до 60 кг. И мне сразу стало немного легче готовиться. Мой обычный вес - 66 кг. Шесть килограммов для меня сбросить - это, можно сказать, ерунда. Перед Афинами я гонял килограммов 9-10, не считая того, что придерживал. Было тяжело. Как я гонял вес в 55 кг - самое тяжелое, с чем сталкивался в жизни. Я перейду в 66 кг, а в этом весе останется брат Адам.
А сейчас - отдыхать? Отдыхать, лечиться... Естественно, после таких соревнований много всяких болячек вылезет. Уже сейчас чувствую, печень надо поколоть. Годик примерно отдохну, подумаю. И если все будет нормально, если Всевышний позволит, обязательно вернусь на ковер.
Из дома уже звонили, поздравляли? Да, конечно. Жена позвонила. Ей тоже большое спасибо, она терпит все мои сборы, соревнования. И ее заслуга в моей сегодняшней победе, конечно, тоже есть.
Но детей у вас с женой, кажется, нет? Пока нет. Но у брата буквально на днях должен родиться.
Борцы за успешное выступлением на Олимпиаде в Пекине получат, похоже, самые большие премиальные. На что планируешь их потратить? На эти деньги я хочу открыть благотворительный фонд, чтобы помогать людям в родном Дагестане. Особенно - детям, у нас в республике, к сожалению, еще много нуждающихся. Я понимаю: если я заработал много денег, мне надо поделиться с другими.
|